Ремёсла и промыслы

       Красноборская земля испокон веков была богата трудолюбивым и мастеровым народом, на её территории зарождались и развивались разнообразные ремёсла, знания и мастерство переходили из поколения в поколение.
      Изделиям мастеров были свойственны художественная образность, народная мера красоты, традиционная сдержанность, добротность и целесообразность в применении.
      На территории нынешнего Красноборского района были расположены центры замечательной росписи крестьянских бытовых предметов - пермогорской, ракульской и уфтюжской.
       Ещё в конце 19 века в музеях Москвы и Петербурга были собраны богатые коллекции предметов крестьянского быта, украшенных росписью Пермогорья. Спрос на них был очень велик. Центр росписи - Пермогорская Мокрая Едома с д. Черепаново, Большой Березник, Зыково. Круг украшавшихся предметов был широк: долбление скобкари, ендовы, ковши, ставы, жбан, чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, ведра, набирухи, короба гнутые из луба, рукомойники, подсвечники люльки, сундуки, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы. Всё это превращалось в подлинные, произведения искусства. Яркие представители этой росписи - мастера Ярыгины, Хрипуновы, Мишарины, Хвостовы.
      Ракульская роспись. Её центр - деревня Ульяновская на речке Ракулка. Совершенно не похожа на Северодвинские, белофонные, не уступает прославленной пермогорской. Этой росписью в Ракулке занималась одна многочисленная семья Витязевых. Вполне самобытна, отличная от других центров Северной Двины, уфтюжская роспись, связана живыми нитями с культурой Устюга, Суздаля и Москвы. Промысел этот древний и, как свидетельствовали очевидцы, ярко процветал. Основная его продукция - художественные туеса. Центр росписи - Новоандреевская, Великодворская, Якшаково, Чёрная горка и др.
      Уфтюжский искусный бурачник за зиму делал до одной тысячи туесов, из них пятьсот выкрашивал и расписывал. Туеса возили в Архангельск, Устюг, Вологду.
      Вообще, бурачный промысел и плетение из бересты были развиты широко в районе. Им прежде занимались жители лесных деревень: Уфтюга, Новошино, Горка, Черевковская Едома, Шеломя.
      Исследователи берестяного промысла утверждают, что красноборские туеса находятся во многих музеях России, они узнаваемы, отличаются целостностью, добротностью, эстетичностью.
      Вплоть до конца 19 века в районе существовал уникальный вид ремесла - золотное шитьё. Исследователи народного костюма и вышивки называют Черевковскую волость вторым в Подвинье центром золотного шитья после Строгановских мастерских.
       Золотошвейными узорами украшались девичьи повязки, женские головные уборы (кокошники, платки), женские рубахи, нагрудники, шейные украшения, пояса, перчатки, рукавицы, "напульсники", "наголовники" к детским пелёнкам, туфли. В основном, изделия исполнялись мастерицами по заказу богатых купцов, лавочников, мещан и зажиточных крестьян, которых было достаточное количество в местной округе. Наиболее искусных мастериц вызывали для выполнения заказов в Петербург, Великий Устюг.
       Очень знаменит был Красноборск своими радужными кушаками. Промысел существовал в городе и его окрестностях с незапамятных времён. Особо был развит в Березонаволоцкой волости. Удивительно хороши были белослудские кушаки. Почти аршинной ширины, они отличались тонкой выделкой так, что проходили через обручальное кольцо и ценились довольно высоко - до 15 рублей. В тоже время они были прочными. Сроки годности гораздо больше, чем у фабричных. Кушаки скупались купцами на Красноборских ярмарках и вывозились в Вятскую, Нижегородскую, Пермскую, Енисейскую, Иркутскую губернии.
      Достаточно широко было развито гончарное производство. Основные его центры - куст деревень реки Лудонги. Кроме того, отдельные мастера занимались в Уфтюге, Ляпунове, Мокрой Едоме, Ракулке. Практически обеспечивалась потребность населения в керамической посуде. Основной их продукцией была крестьянская посуда различного назначения и размеров: горшки с закроями, корчаги, кринки, чашки, латки, носоватики, кувшины, рукомойники и т.д. Кроме того, многие из них изготовляли строительный кирпич и дымовые трубы - тюряки, которые также пользовались у населения большим спросом. Делали мастера и детские игрушки, особенно свистульки.
      В глухих лесных деревнях Красноборья много работало мастеров, использовавших в своём ремесле дерево - материал, находившийся всегда под рукой.
      Из корня сосны, ели плелись очень крепкие кореноватые чашки, применявшиеся для выпечки хлеба, а также коробушки и шкатулки. Ель использовалась для дранки на корзины, пестери, короба. Из ее же ствола вместе с корнем искусные мастера вырезали прялки, так называемого северодвинского типа. Из сосны, елки, осины делали бондари деревянную бытовую утварь: долбленые корыта, решета, набирухи, квашонки, бочки, кадушки, ведра, шайки, ушаты, сани, кошовки, тарантасы.
       В деревнях, расположенных по берегам Северной Двины и её притокам, плели из ивового прута рыболовные снасти, зобни для ношения травы, корзины. А в Березонаволоке и Белой Слуде занимались изготовлением рыболовных сетей и мерёж очень хорошего качества. Товар этот вывозили в Архангельск и побережье Белого моря.
      В верховьях речки Уфтюги, частично Березонаволоке и Белой Слуде, было широко распространено плетение соломенных шляп, сумочек, фонариков - игрушек.
      В ракульских деревнях из рога домашних животных делали гребни, расчески. В народе ракульчан так и называли "гребенщиками".
      Много производилось в Красноборских деревнях льняной ткани. Крестьянки сами изготавливали ткань "портно", пестрединку и "брань", образцы которой до сих пор поражают нас прочностью, стойкостью и яркостью красок, искусно вытканным древним орнаментом. Эту ткань также в больших количествах скупали заезжие купцы. В Ракулке льняную ткань художественно украшали в технике "набойки".
      В Цивозеро и Белой Слуде была развита добыча руды из местных болот и ее переработка. Вместе с тем там же было развито и кузнечное дело. Кузнецы ковали гвозди, скобы, ножи, серпы, ножницы, ральники к сохам, делали миниатюрные замочки.
      В районе работали талантливые сапожники, которые шили не только мужскую обувь, но и нарядную женскую - сапожки, ботинки, туфли.
      Большой популярностью пользовались гармонных дел мастера. Особенно славились гармошки Михаила Рогатых из Кулиги Драковановой.
      И в настоящее время трудятся в Красноборске мастера. Делают из бересты туеса, лапти, хлебницы. Из лозы - мебель, из дранки корзинки разные, ткут половики, шьют одеяла лоскутные, шайки, бочки, кадушки изготавливают, украшают шкатулки, вазы, ложки и другие предметы росписью и резьбой по дереву.

Птицы счастья

Прялки и хомуты

Туес

Перчатки

Станки

Лодки

Корзины

 

Главная страница Местное самоуправление Социальная сфера Экономика О районе Муниципальный заказ

Hosted by uCoz